Информационная безопасность ребенка
Дети и гаджеты
Вы наверняка замечали, как ваши дети легко осваивают планшеты, смартфоны и другие средства связи. Это удивительно, но порой младшее поколение в семье может считаться более продвинутым в вопросах освоения всего нового. А дедушек и бабушек приходится едва ли не заставлять осваивать мессенджеры и хорошо, если они на это соглашаются. Детей же, как правило, дважды просить не приходится. Они с радостью изучают новые функции, скачивают игры и смотрят видеоролики. С одной стороны, такая продвинутость вдохновляет родителей, с другой, дает повод насторожиться.
- Так ли безопасен Интернет?
- Вся ли информация в нем проверена и можно ли ей доверять?
- Как оградить детей от злоумышленников, скрывающихся по ту сторону экрана?
Поговорим об этом подробнее. Да, иногда родителям удобно дать ребенку в руки гаджет или разрешить початиться с друзьями. Его не надо развлекать, он не просится на улицу. Но постепенно увлечение грозит перейти все разумные рамки. Задайте себе несколько вопросов:
- Сколько времени мой ребенок проводит с гаджетом в руках? Час, два часа, полдня?
- Как реагирует на требование мамы или папы отложить в сторону смартфон или планшет?
- Вызывает ли у него эта простая просьба агрессию?
С детьми младше десяти лет лучше обговаривать все заранее. «Да, ты можешь посмотреть мультфильмы 20 минут, но потом мы идем гулять», «Нет, мы не включаем планшет после 8 часов вечера, нам надо искупаться и готовиться ко сну». Зная заранее, что его ждет, ребенок с большей вероятностью отложит гаджет в сторону в обговоренное заранее время безо всякой истерики.
Если детей возрастом до трех до десяти лет интересуют больше мультфильмы, то с детьми постарше список вопросов для родителей расширяется.
- Как лучше контролировать поведение ребенка в социальных сетях?
- Когда у ребенка появится собственный Инстаграм?
- Что он постит на своей странице во «ВКонтакте»?
- Должен ли я мониторить, сколько друзей он себе добавляет и всех ли этих друзей он знает в реальной жизни?
Информации в Интернете много, но не всегда она полезна и нужна. Проследите, чем больше пользуется ваш ребенок? Что его интересует? Одна из первостепенных задач для родителей - утвердить список источников, которыми вы позволяете ребенку пользоваться.
Почему дети и подростки предпочитают виртуальный мир?
Нельзя не согласиться с безусловными достоинствами интернета — возможностью получать информацию, необходимую для обучения, или находить друзей и единомышленников в любой точке мира. Многие подростки занимаются также на дистанционных курсах иностранных языков и готовятся к экзаменам.
Современный ребенок получает доступ в интернет с самого раннего возраста. Можно наблюдать не только школьников, но и дошкольников со смартфонами и планшетами. Это происходит там, где родители также увлечены коммуникацией в социальных сетях или предпочитают таким образом отвлекать детей на время важной беседы.
Если примерно 15-20 лет назад немногие могли себе позволить подключиться к интернету, поскольку это требовало дополнительных финансовых расходов, то сегодня он стал намного доступнее для людей всех возрастов. Даже пожилые люди заводят аккаунты в социальных сетях, обмениваются фотографиями и общаются с одноклассниками в разных городах и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Подростки получают в интернете прежде всего возможность поделиться своими мыслями и чувствами. Коммуникация в сетях анонимна и безопасна — если что-то не устраивает в собеседнике, то ее всегда можно прервать и не отвечать на сообщения.
Благодаря анонимности подросток может придумать себе виртуальный имидж, который придаст ему больше привлекательности в глазах собеседника. В интернете любой человек может стать «единым в двух лицах», например, завести 2 аккаунта — мужской и женский, и общаться с интересными ему собеседниками.
Доступность интернета может привести к развитию зависимости от социальных сетей. Среди основных ее проявлений можно отметить следующие:
- постоянные мысли о доступе в интернет и раздражение по причине его недоступности;
- резкое сокращение сна, физической активности, приемов пищи;
- пренебрежение учебой и дополнительными занятиями ради виртуального общения.
Как правило, за зависимостью от интернета и социальных сетей скрываются более серьезные проблемы, побуждающие подростка убегать в виртуальную реальность. Поэтому задача семьи и друзей — сделать его реальную жизнь более привлекательной и помочь в их решении.
Как виртуальная реальность влияет на психику детей?
Опасность виртуального мира подстерегает малышей и подростков. Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребенка. Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребенок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребенка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребенка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.
К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.
Кто они, современные кумиры для детей?
У современных детей больше возможностей, чем у тех, кто жил в конце прошлого века, но есть и опасность того, что кумиром станет личность негативная. Подростки следят за жизнью звезд, которые оказывают неоднозначное влияние на мысли ребенка. Активность проявляют блогеры. Сейчас легко завести свою страницу в соцсетях или #obr57, выкладывая информацию, личное мнение, отчеты о деятельности. Детям интересно все, что касается фильмов, необычные эксперименты, экстрим. При этом есть риск, что ребенок, вдохновившись, решит сам попробовать опасный опыт.
Польза и недостатки блогеров для детей
Блогер несет в массу некую информацию. Часто это собственный опыт, мнение, факты. Жизнь блогера становится примером.
Положительное влияние блогеров:
- Получение полезной информации – если блогер в доступной форме рассказывает о природных явлениях, науке, отношениях.
- Обучающие материалы, которые в дальнейшем помогут состояться в профессии.
- Развлекательные материалы.
Недостатки каналов блогеров:
- Возможность навязывания определенного мнения.
- Возможность негативной пропаганды.
- Просмотр занимает время, которое можно было бы потратить на обучение или другие полезные действия.
Выявить, положительное влияние или нет, оказывает блогер, родители могут, изучив просматриваемый ребенком контент.
Компьютерные игры в жизни подростка
Виртуальная опасность включает в себя и компьютерные игры. Родителям важно понимать влияние компьютерных игр на психику детей и подростков, чтобы вовремя предотвратить негативные последствия. Сейчас игры – смесь дизайна, креатива, психологии. Человек погружается в сюжет, желая хотя бы на время уйти из настоящей реальности.
Положительная сторона игр:
- Развивают наблюдательность, память, воображение.
- Учат общению с компьютером.
- Возможность отдохнуть, расслабиться.
Негативные стороны игр:
- Вероятность развития зависимости.
- Появление агрессии.
- Отход от реальности – есть случаи, когда подросток настолько погружался в игру, что уже не отличал жизнь настоящую от виртуальной.
Психологи изучают влияние компьютерных игр на подростков, выявляют негативные факторы, поэтому при тяжелой зависимости лучше обратиться к специалисту.
Как вытянуть ребенка из виртуального мира?
В школе с детьми, как правило, проводят подробные беседы о правилах общения вне школы. Почему нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице, принимать подарки от посторонних и, тем более, садиться в чужую машину, знает каждый второклассник. Интернет же может давать детям ложное ощущение безопасности. Но на самом деле отвечать на сообщения анонимным отправителям, идти с ними на контакт так же небезопасно, и ребенок должен об этом знать.
Кроме того, в социальных сетях ребенок может подвергнуться буллингу – крайне неприятному явлению. Буллинг в Интернете носит скрытый характер и родителям сложнее его выявить. Тем более, что не каждый подросток даст возможность родителям просматривать его переписку и признается в том, что переживает травлю.
Установите программу родительского контроля на SMART-телевизоры и на все домашние компьютеры. В вопросах, касающихся Интернета, прямых запретов лучше избегать. Устанавливая разумные ограничения, обращайте внимание на возраст ребенка. Девятилетка не станет вам перечить, зато подросток вполне может заартачиться. Не спешите делать скоропалительные выводы, лучше постарайтесь выявить скрытые причины недовольства. Возможно, у всех одноклассников уже есть страницы в социальных сетях, а у вашего ребенка – нет?
Главные опасности интернета
- Сайты, которые передают материал о нелегальных понятиях. Здесь речь идет о терроризме, секстанстве, нацизме. Такой материал может негативно повлиять на психику детей.
- Компьютерные игры. На данный момент почти во всех компьютерных играх присутствует насилие, убийства, жестокость. К тому же существует понятие «компьютерная зависимость». Чем больше времени ребенок проводит за ноутбуком, тем сложнее ему покинуть игру. Виртуальный мир подменяет ему реальный. Ситуация обостряется в тех случаях, если ребенок ощущает себя в виртуальном мире супергероем, который очень популярен.
- Азартные игры. Их соблазн в том, что они обещают много денег за короткий период времени. У ребенка не так много опыта, чтобы понять, что его обманывают. Ситуация может дойти до того, что малыш начнёт тратить деньги родителей.
- Соцсети, форумы, сайты знакомств. Опасность таких сайтов в том, что мы никогда не можем знать, кто на самом деле скрывается под аватаром милой воспитанной девочки. Она может оказаться 40-летним извращенцем, который хочет навредить ребенку. Кроме этого, общаясь в Интернете, малыш забывает о правилах поведения в реальном социуме, у него атрофируются коммуникационные навыки.
- Сетевые мошенники. Чаще всего они втираются к детям в доверие и через несколько мошеннических операций забирают со счета их мобильника деньги.
- Обман в реальности. В Интернете можно познакомиться с человеком, который способен легко обмануть вашего ребенка. Например, сыну назначает встреча приятная молодая девушка. На самом же деле приходит компания головорезов, которая грабит ребенка.
...............................................................................................................................................................................................
Сказка
Как Мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет
На опушке леса в маленьком уютном доме жила небольшая, но очень дружная семья мышей -полёвок. Каждое утро папа отправлялся на работу: вскапывал поле, сеял семена, рыхлил землю. У мамы были другие заботы: прибрать дом, истопить печь, приготовить обед. А маленький мышонок в это время оставался дома один, играл в игрушки и листал книжки. Очень часто он просил у своих родителей
купить ему компьютер. И вот в один из вечеров, когда вся семья собиралась за ужином, папа сказал: «Мы решили подарить тебе компьютер». Мышонок очень обрадовался. С этого дня мышонок проводил всё своё свободное время возле компьютера.
Просьбы родителей не сидеть в интернете он просто не слушал. Стоило родителям утром пойти на работу, малыш сразу же садился за компьютер. В интернете он завёл много друзей, так ему казалось. Но из всех друзей был один друг, как казалось мышонку, самый лучший. Он был очень добрый, хороший и мышонку
очень нравилось с ним общаться. Мышонок рассказал своему другу, где он живёт, когда родители уходят на работу и когда приходят домой. И вот однажды его друг предложил ему встретиться, поговорить и поиграть без компьютера, дома у мышонка. Мышонок согласился, но родителям ничего не сказал. Испугался, что ему не разрешат.
И вот в один из летних дней, когда родители ушли на работу, в дверь дома постучали. Мышонок очень радостный побежал открывать дверь, но когда он открыл её, то очень испугался. На пороге его дома стояла кошка.
От испуга мышонок сильно закричал. Его крик услышали родители, которые сегодня работали в огороде возле дома. Они прибежали домой, и выгнали кошку, а мышонку сказали: «Всегда надо спрашивать родителей о незнакомых вещах в Интернете. Мы расскажем, что безопасно делать, а что нет.
Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, надо спросить у нас, как безопасно общаться.
Никогда не надо рассказывать о себе незнакомым людям, где ты живёшь.
Нельзя встречаться без родителей с людьми из Интернета вживую.
В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду».
С тех пор маленький мышонок большой мамин помощник: он собирает хворост для печки, приносит воду из колодца, рвёт вкусные травы для супа. А компьютером пользуется только с родителями, и только для того, чтобы научиться чему-то хорошему.
................................................................................................................................................................
Видео «Как защитить ребенка от виртуального мира»
Консультация специалиста «Как защитить ребенка от виртуального мира»
....................................................................................................................................................
Ликбез для родителей: как уберечь детей от опасности в интернете
Этот пост рассчитан на неспециалистов в области ИТ и ИБ.
Статья для родителей автора ИБ-эксперта Алексея Дрозда (aka @labyrinth) о том, какие опасности грозят детям в сети, как родителям их уберечь, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни. Слово Алексею.
Поднимая вопросы безопасности детей в интернете, часто говорят о том, что разрешать и запрещать ребенку. Увы, часто родители сами являются причиной бед своих детей, бесконтрольно выставляя на показ их жизнь в соцсетях.
Но давайте по порядку. Под катом доступным языком рассказывается об угрозах, которым подвергаются дети в Сети. Описываются последствия. Приводятся примеры. И конечно, даются практические советы – как защититься, не нарваться и предупредить.
Интернет – это улица
Мир изменился. Я чувствую это в земле, я чувствую это в воде. И я чувствую это в Сети. В Интернете есть почти все развлечения и «развивашки», которые могут понадобиться ребёнку в реальном мире: паззлы, мультфильмы, головоломки, песенки, общение. Дать гаджет в руки чаду для многих эквивалентно покупке тишины и спокойствия. Родитель знает: следующие 30 минут ребенок будет рядом с планшетом или смартфоном.Вот только бездумно пускать детей в Сеть без каких-либо ограничений точно не стоит. Можно провести аналогию с улицей. Сперва ребёнок гуляет только под вашим присмотром. Затем, со временем, вы начинаете оставлять его одного. При этом объясняете самые важные правила: с незнакомыми не разговаривать, со двора не уходить, на виду быть и т.д. Никому и в голову не придёт высадить трёхлетнего ребёнка посреди города и ждать, что он сам разберётся, как приехать домой.
Но именно так выглядит ситуация, если дать ему гаджет с «неограниченным» интернетом. Молодое поколение должно делать первые шаги в Сети под вашим руководством. И если дочитав до этого места вы думаете, что решили проблему – ведь есть «детский режим», «белые списки» и прочие защитные средства – не спешите. Прежде, чем ограничивать в Интернете ребёнка, давайте ограничим вас.
Как родитель может испортить жизнь детям
Чуть более года назад на Хабре появилась статья «Когда дети понимают, что вся их жизнь уже находится в онлайне», затрагивающая важную современную проблему. Оказалось, что вырастая, дети с удивлением (а некоторые и с ужасом) узнают, что родители годами выкладывают в публичный доступ их фото, личные истории и просто различные аспекты жизни.Созданием онлайн-личности своих детей занимаются не только мамы-блогеры. Этим занимаются множество среднестатистических родителей. Почти у четверти детей цифровая жизнь сегодня начинается с того, что их родители выкладывают фотографию с УЗИ в интернет, как указано в исследовании, проведённом компанией AVG, занимающейся безопасностью в интернете. Также было обнаружено, что у 92% младенцев возрастом до двух лет уже есть своя цифровая личность.
Не забудьте также учесть факт, что «степень катастрофы» зависит от возраста. То, что кажется вам не важным, 14-летний подросток может воспринимать как вопрос жизни и смерти. И так же экспрессивно реагировать.
Но даже если вы думаете, что не выкладываете в Сеть «ничего такого» о вашем ребёнке, отдавайте себе отчёт в том, что Интернет всё помнит! Выложив что-либо в Сеть (не обязательно в публичный доступ), вы принимаете риск, что больше не можете контролировать эту информацию. Выложенную фотографию могут «пересохранить», «заскринить» или просто поделиться ссылкой, а сохранит кто-то другой. Где затем всплывёт ваша информация, и всплывёт ли, неизвестно.
Интернет реально стёр ограничения в общении как в технологическом, так и в экономическом плане. Буквально 30 лет назад наше общение ограничивалось территорией и финансовыми возможностями. Если у вас были деньги, вы могли устанавливать новые контакты либо поехав куда-то, либо позвонив. Существующие ограничения лимитировали не только «позитивные» контакты, но и «негативные». Часто ли вы лет 30 назад встречали в реальном мире троллей, психически нездоровых личностей, шантажистов и прочих злодеев? Интернет дал возможность расширить круг общения не только вам, но и им. И это может стать проблемой.
Самое неприятное, что примеров достаточно, как в «даркнете», так и в «белом» сегменте Сети. Я навскидку нашел десяток ресурсов, где кто-то собирает фото детей – как они называют, «легальных» фотографий, разбивая снимки по категориям.
Судя по активности, в марте на ресурсе был выставлен 271 пост – мы сами охотно отдаем фото наших детей таким «коллекционерам». «Но как же так? Куда смотрит полиция?! Срочно закрыть!», – говорит вам внутренний голос. Если бы все было так просто: «технически» такие ресурсы не нарушают закон. Подобные сайты периодически прекращают своё существование. И открываются вновь.
Так что же делать? Взвешивайте риски, уважаемые родители, когда решите поделиться с миром очередной личной историей, фотографией и т.д. И тем более – отметить геопозицию домашней фотографии.
Опасности, которые ребёнок находит сам
Настало время поговорить об угрозах и последствиях. Самая плохая мысль, которой вы можете придерживаться – «Это не про меня». Это не про вас и вашего ребёнка ровно до тех пор, пока это не случится. Но тогда уже может быть поздно. Иллюстрирую.«Кривое зеркало» социальных сетей
Пользователи социальных сетей культивируют приукрашенные образы людей. Стоит зайти в #obr57, #obr57, etc. и убедиться, что на каждом шагу видно успешных путешественников, бизнесменов, бьюти-блогеров и прочих крайне крутых персонажей. Если ребёнку не объяснить правила игры, он будет искренне верить, что так на самом деле и есть.
А помимо успешности в соцсетях красной лентой проходит ещё одна опасная мысль: ты ЛЕГКО тоже можешь быть таким. Ну что сложного снять «крутой» видос? Особенно когда даже государство видит в этом пользу и выделяет существенные средства на школу TikTok’a. Честно, не знаю, чему конкретно могут научить, например, 12-летнего, в такой школе. Но вряд ли это будут курсы по сценарному делу, актёрскому мастерству, операторскому искусству и режиссуре. Скорее поверю, что скажут что-то вроде: «Снимай крэйзи, снимай дичь! Крэйзи и дичь хорошо вирусится».
Как один из итогов, свежий пример: в Кобрине две подруги (16 и 17 лет) забрались на крышу пятиэтажки, чтобы сделать селфи. Стоя на краю, девушки делали совместные фото. В какой-то момент 16-летка поскользнулась и упала с крыши. Сейчас находится в больнице в тяжелом состоянии.
Проблема в том, что желание «быть популярным» может превратиться в желание «быть популярным любой ценой». А вот это уже вряд ли закончится хорошо.
Буллинг, шантаж, доведение до суицида
«Травить» в школе дети могут за что угодно. Вообще никакой систематизации здесь нет. Буллинг усугубляется соцсетями и мессенджерами, когда ребёнок после школы не получает паузу для психики, потому что травля из мира реального перетекает в Интернет. Попробуйте сами быть под жёстким прессингом почти всё время, что не спите. Долго ли выдержите? А теперь представьте, каково может быть ребёнку, который по какой-то причине стесняется или не хочет спросить совета родителей.
Любопытство. На каком-то этапе взросления всё, что опасно автоматически может причисляться к крутому. Когда-то круто было иметь «Поваренную книгу Анархиста» или «Лики смерти». А вот не так давно «модно» было проверить свои нервы в игре «Синий кит». «Разбуди меня в 4:20» и вот это вот всё. Помните? Дети из любопытства сами могут вляпаться во что-то, а потом из-за впечатлительности и страха не рассказать о наступивших проблемах.
Неправильно оценённые риски распространения отправленной информации. Незнание того, как работают технологии, приводит к неправильной оценке рисков. Например, пользователи приложения Whisper видимо искренне верили, что их секреты анонимны. Однако в 2020 году оказалось, что компания годами непреднамеренно раскрывала такие данные пользователей, как возраст, этническую принадлежность, место жительства, местоположение, псевдоним в приложении и членство в любых группах.
А ведь есть и более серьезные случаи. В 2018 году существовал ресурс, где группа людей собирала фото девушек, ресурс принимал только фото, где можно было установить владелицу. Далее «энтузиасты» сопоставляли утёкшее фото с профилем вКонтакте, формируя «сет». Завершающим шагом был массовый набег на страницу для буллинга. Ресурс, к счастью, закрыт, но угроза, конечно, не исчезла.
Объясняйте детям и помните сами, что наличие в Сети какой-то «чувствительной информации» может использоваться для шантажа, мошенничества и просто травли.
Как защитить ребёнка
Если вы думаете, что есть «серебряная пуля», то наступило время разочарований. Универсального метода нет. Но есть несколько советов, которые работают. Их я расположу не по мере эффективности, а по мере взросления ребёнка.Детские режимы
Начинается всё с них. Это та пора, когда чадо настолько мало, что не имеет собственного личного гаджета. Ребёнку время от времени «перепадает» родительский девайс, на котором включается «Детский режим». Это специальная программа, из которой он не может сам выйти. Родитель может настраивать, к каким приложениям у пользователя будет доступ, сколько времени можно играть и т.д.
В правильном возрасте и при правильной настройке со стороны родителей детские режимы довольно эффективны. Но есть нюансы. Если вы просто дадите ребёнку доступ к браузеру, то толку от «детского режима» никакого. Хорошо, тогда дадим доступ к «детскому браузеру». Или «детскому ютубу» (такой тоже есть). Подобные приложения «хорошие» за счёт модерации контента. То есть где-то там в какой-то компании сидит цензор и решает, что можно смотреть детям, а что нет. Надеюсь, вам понятно, что там, где есть человек, есть место и человеческим ошибкам. Поэтому на детский режим надейтесь, но совсем без контроля, чем занимается ребенок в сети – не оставляйте.
Белые списки, детский Интернет
Много компаний продают услугу со словом «детский». Принцип аналогичен белым спискам: можно ходить только на те сайты и запускать только те программы, которые разрешены. Разрешил либо сам родитель, либо «цензор» со стороны компании. Подход вполне рабочий. Ребёнок получает доступ не просто к «белому», а к «самому белому» Интернету.
Но проблема белых списков точно такая же, как и у «детских режимов». Ребёнок может случайно либо намеренно прорваться в «настоящую» Сеть. Способов уйма и дети освоят их гораздо быстрее, чем вы.
Помните – дети любопытны, и, если им что-то интересно, они это найдут. Если родитель не включил «безопасный поиск», то даже названий сайтов знать не надо. Не находит поисковик – ищем в соцсетях. А можно начать осваивать VPN и proxy. А если ребенок видит, что вы запрещаете этим интересоваться, значит это точно интересно. Эффект одной Барбары, знаете ли. А какая часто реакция у родителей на это?
Никакого Интернета!
Реакция естественная, но тупиковая. Даже не знаю, что тут ещё написать. С сегодняшним уровнем доступности и проникновения в жизнь технологий, не представляю, как можно эффективно «отключить» ребенка от Сети. Компьютеры есть в школе, смартфоны есть у друзей.
Слежка
А вот это работает. Ровно до тех пор, пока вы себя не раскроете, либо сам ребёнок не догадается о контроле. Например, можно посматривать на историю в браузере. Или установить соответствующие программы. Или подарить специальные «детские часы». Рынок предлагает уйму способов на любой вкус. Но готовы ли вы к последствиям? В тот момент, когда слежка вскроется, вы рискуете потерять доверие ребёнка навсегда. Поэтому либо имейте в запасе план по улаживанию конфликта, либо будьте настолько искусны, чтобы не попасться.
Просвещение и «мягкая сила»
На мой взгляд – это самый эффективный способ. Он же и самый сложный. Важно соблюдать баланс. Можно запретить ребенку все – и нарваться на активное противодействие. Можно быть максимально открытым, но в определённом возрасте подростку может быть просто неудобно обсуждать эти темы с вами.
И здесь на сцену выходит «мягкая сила». Когда вы обсуждаете с ребенком – почему можно, почему нельзя, чем грозит бесконтрольность. А также даете ему самому разобраться в вопросах, которые он не хочет обсуждать с вами. У нас не так много дельных проектов по безопасности, рассчитанных на детей, но примеры есть: kids.kaspersky.ru, где можно выбрать контент для детей, подростков и взрослых; или www.kaspersky.ru/about/press-releases/2017_kaspersky-fixiki – где о безопасности ребенку расскажут Фиксики.
В общем, не стесняйтесь учиться поведению в Сети сами, если что-то не знаете. Разговаривайте со своими детьми. Молчание, хоть и золото, но не в этом случае.
Загруженные документы
-
Документы: прием детей в ДОУ
- Положение об обработке и защите персональных данных воспитанников и их родителей (2024г)b4bbcfebbb6c8b4353665b15b8116f3c2708dc162eb48c6a5e0155699515f46a11 июля 2024 г. 13:32 (1720693970)ЗаведующаяТеплова Ольга Анатольевна