Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
В дошкольном образовательном учреждении создана стабильная система и организованы условия для полноценного развития детей дошкольного возраста и для охраны и укрепления здоровья детей.
Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, с целью ее реализации, с учетом возрастных особенностей детей создана материально-техническая база.
Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада соответствуют ФГОС ДО и требованиям СанПиН.
Дошкольное образовательное учреждение расположено в типовом здании и рассчитано на 233 места, на пять возрастных групп (1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная), что отвечает нормативу Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.) Имеет 14 групповых ячеек, состоящих из 14 групповых комнат и 14 спален.
В ДОУ оборудован музыкально-спортивный зал, пищеблок, прачечная, в которых имеется все необходимое оборудование. В ДОУ имеются кабинеты: заведующей, методический, педагога-психолога, музыкальный, 4 логопедических, медицинский блок, многофункциональный развивающий центр, медицинский блок.
Оборудовано 14 прогулочных площадок, спортивная площадка, разбиты цветники, клумбы, фруктовый сад, огород, имеется уголок леса, уголок сказок, альпийская горка.
Групповые ячейки в достаточном количестве укомплектованы мебелью, мягким инвентарем, посудой, игровым оборудованием и учебно- методическими пособиями. Воспитательно-образовательный процесс оснащен нормативной, справочной, периодической и методической литературой, наглядными пособиями, играми, игрушками. Дошкольное учреждение располагает ИКТ для работы как с детьми, так и с родителями . К услугам педагогов имеется компьютер, ноутбук, экран и проектор. ИКТ используют практически все педагоги МБ ДОУ. Так же педагоги имеют возможность применять в процессе воспитания и обучения детей такие технические средства как телевизор, видеомагнитофон, магнитофоны, диапроекторы, электрофоны. Укомплектована лаборатория для элементарного детского экспериментирования.
Для полноценного пребывания детей в детском саду созданы все условия: горячее и холодное водоснабжение, централизованная канализация и отопление.
В целях безопасной работы детский сад оснащен тревожной кнопкой с выходом на пульт 01, установлена АПС. Территория ДОУ (площадь 8466,5 м²) ограждена металлическим забором, имеет наружное освещение.
Ежегодно в ДОУ проводится текущий ремонт всех помещений и оборудования на прогулочных площадках. Проводится работа по реконструкции освещения, оборудованы дополнительные логопедические кабинеты.
В детском саду есть физкультурно-музыкальный зал, который оснащен необходимым оборудованием: гимнастическая стенка, приставнные лестницы, кубы разных размеров, скамейки, дорожки для профилактики плоскостопия, мячи, кегли, обручи и пр. Представлен широкий ассортимент нетрадиционного оборудования, изготовленного руками сотрудников и родителей ДОУ: для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики рук, для формирования осанки и основных движений. В целях осуществления лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми функционируют медицинский и процедурный кабинет, изолятор. Каждая возрастная группа имеет отдельное групповое и спальное помещения, раздевалку. В группах организованы "зоны свободного творчества", «экологические уголки», в подготовительной группе есть «уголок русского быта»; в каждой группе имеются мини-стадионы, физкультурные уголки, уголки «уединения».
В групповых комнатах и на участке имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей в разных видах деятельности. В каждой возрастной группе организованы микрометодкабинеты, которые оснащены учебно-методическим материалом,
литературой, наглядными пособиями. Весь материал систематизирован с учетом тем и разделов работы, расположен с педагогической целесообразностью, эстетически оформлен. Много оригинальных игровых, дидактических материалов и пособий изготовлено руками сотрудников детского сада.
Размещение всех материалов, пособий, игрушек строится по принципу гибкого зонирования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей и потребностей педагогического коллектива.
В процессе создания развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах оформлены игровые уголки для самостоятельных игр детей с игрушками, при этом игровой материал размещается сомасштабно росту детей. Наряду с реалистическими сюжетными и условными игрушками используются предметы-заместители, мягкие и жесткие модули, изготовленные руками педагогов и родителей. По мере возможности в спальных помещениях выделено пространство для игр, занятий и психологической разгрузки детей.
Мозговым центром ДОУ является методический кабинет. Его оборудование отвечает современным требованиям. Кабинет имеет несколько символических блоков: информационный, научно-методический, нормативно-правовой, коррекционно-развивающий. Здесь систематизированы: нормативно-правовая, методическая и педагогическая
литература, материалы работы по руководству и контролю за воспитательно-образовательным процессом, материалы, обобщающие передовой педагогический опыт нашего дошкольного учреждения и других ДОУ, материалы аттестации педагогов, материалы по работе с родителями, технические средства обучения, разнообразные пособия и наглядность, методические рекомендации для работы с детьми, диагностические материалы и пр.
Первые впечатления о детском саде складываются по его внешнему виду. Внутреннему интерьеру. Среда, приближенная к домашней, способствует решению следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования, развитие его индивидуальности — незапрограммированности, а содействие развитию личности.
При создании развивающей предметно-пространственной среды в детском саду мы придерживаемся главного педагогического принципа — непрерывной связи знаний, получаемых детьми в процессе обучения с содержанием игровой среды. Поэтому рационально используя помещения детского сада в группах мы создали экологические центры, уголок русского быта, детское кафе, центры сенсорики в младших группах, автоматизационные зоны в логопедических группах и т.д. Особой популярностью у детей пользуется развивающий центр для детей всего детского сада, который представляет собой новый элемент развивающей предметной среды для активизации и развития детей в различных видах деятельности под руководством воспитателей, педагога дополнительного образования, педагога-психолога.
Он служит местом концентрации различных материалов, оборудования и пособий (развивающие игры, пособия и наглядный материал по элементарному детскому экспериментированию, наборы дидактического материала, сенсорные пособия, материалы для художественно-творческого и экологического развития детей). Многофункциональный развивающий центр содержит уголок психологической разгрузки, зону творчества, зону для видеопросмотра, игровое пространство, центр сенсорики, экологический центр «Почемучкина лаборатория».
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях
Учитывая направления, обозначенные в новых нормативных документах, (Закон РФ об образовании и ФГОС ДО) были предприняты меры по анализу и корректировке образовательного пространства в ДОУ. В настоящее время ведется работа по созданию условий для внедрения ФГОС ДО. Но уже сейчас можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда групп — содержательно-насыщенна, трансформируема (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации), полифункциональна (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: ширм, матов, мягких модулей, детской мебели и т.п.), вариативна (наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей); доступна (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности) и безопасна (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Педагогический коллектив заботится о сохранении и развитии материально-технической базы и создании благоприятных медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Среда обновляется с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Создается видеотека.
Образовательная среда детского сада свободная, комфортная, доброжелательная, многообразная, развивающая, воспитывающая, располагающая к общению, обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Состояние материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, предметно-развивающей среды позволяет осуществлять образовательный процесс в соответствие с современными требованиями.
Предметно-развивающая среда групп ежегодно пополняется новым игровым оборудованием. Размещение пособий, игрушек в доступном месте в соответствии с ростом детей, пополнение групп новым материалом, соблюдение принципов построения развивающей среды: полифункциональности, вариативности, трансформируемости, — все это способствует реализации общеобразовательной программы, ФГОС.
Осуществляя воспитательно-образовательную деятельность, педагоги ДОУ используют учебно-методическую литературу и научно-популярные публицистические издания, такие как «Дошкольное воспитание», «Обруч» с приложениями, «Ребёнок в детском саду», «Управление ДОУ», «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Справочник педагога-психолога», «Логопед».
Методический кабинет в этом году пополнился методической литературой, теперь в наличии и использовании 1137 книги. Повышая профессиональную компетентность, педагоги приобретают необходимую литературу, которая хранится в группах ДОУ.
Родителям важно знать!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Нормативные акты международного и федерального значения
· Конституция Российской Федерации
· Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
· Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
· Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
· Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
· Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
· Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность